korf (korf) wrote,
korf
korf

Category:

Зачем нужна религия

На этот счёт существует масса мнений, от Доукинсовского "абсолютно низачем" до монашеского "смысла всего сущего". Моя же любимая теория -- религия среди прочего есть очень интересный сигнальный механизм.

На заре человечества встреча с незнакомцем была чревата очень крупными неприятностями, и рациональной стратегией было чужаков или избегать, или сразу убивать (многие племена до сих пор придерживаются того же мнения). Однако с ростом популяции стало понятно, что от чужаков может быть и какой-то толк: торговля там, или новые гены для упреждения вырождения деревни, или ещё что. Встал вопрос, как отделять опасных чужаков от полезных? Как определить, что человек действительно разделяет ваши ценности, а не прикидывается?

Для этого нам нужно встроить в систему ценностей такой механизм "свой-чужой", который было бы трудно подделать. Это можно реализовать двояко: а) его можно сделать очень сложным и требующим длительного изучения, чтобы чужие не могли быстро его просечь, и б) можно сделать так, чтобы он требовал столь существенных жертв от своего носителя, чтобы чужаки, желающие замаскироваться под своего, десять раз подумали. Можно для перестраховки сделать и то, и другое, например, "свои" должны знать наизусть длинный бессмысленный текст плюс отрезать своим детям во младенчестве пол-хера. Заставлять делать такие вещи людским авторитетом тяжеловато, и тут очень кстати пригождается "божественное откровение".

Интересно то, что требования "пожертвования" эволюционируют во времени. Например, в конце 19-го века с изобретением гигиены обрезание перестало быть очень дорогим требованием (вероятность заражения и смерти ребёнка стала мала). Сразу появились религии, требовавшие более "современных" жертв -- мормоны с их отказом от спиртного, чая и кофе плюс требование обязательного нарушения закона (многожёнство), церковь Христа, учёного (Christian Scientists), требовавшая полного отказа от врачебной помощи, и так далее. Религии, не настаивавшие на существенных жертвах, функцию "свой-чужой" теряли.

В этом свете также очень интересно выглядит нашествие на Россию миссионеров в конце 1980-х -- начале 1990-х годов. Они, видимо, просто пытались подготовить первый эшелон туземных кадров, которым американцы могли бы в дальнейшем доверять. Надо заметить, что многие обратившиеся тогда в экзотические веры и со временем не отошедшие от них нынче совсем не бедствуют, а иногда вообще делают стремительные и трудно объяснимые карьеры.

И напоследок о православной церкви. Понятно, что сейчас роль определителя "свой-чужой" она выполнять не может, и решать вопросы доверия в делах и личной жизни на основе принадлежности к православию нельзя. Слишком незначительна стоимость называния себя православным. В церковь все ходят максимум 2 раза в год, грешат без покаяния, десятину не платят и так далее. Единственной выполняемой жертвой является пост. Так что если коллективное бессознательное народа вдруг решит, что именно православие должно стать маркером "нашести", то следует ожидать ужесточения постов и увеличения их количества. Следите за меню в вашей столовой.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments